Каталог

Воспитание гиперактивного ребенка

Диагноз "синдром гиперактивности" может поставить только врач. Хотя заметить, что у ребенка сил и желания прыгать, бегать, говорить и делать хоть что-нибудь и прямо сейчас больше, чем у других деток родители могут уже в младенчестве. Такие детки рано начинают ползать, говорить или относительно легко заводят знакомства.

Как распознать гиперактивность?

Психологи говорят, что гиперактивность у ребенка проявится уже до 6-ти лет. Поэтому, чем раньше вы начнете работать с малышом, тем легче ему будет привыкнуть к садиковскому и школьному режиму. Вторая «волна» гиперактивности проявляется как раз в подростковом возрасте, начиная с 11 лет. Ребенку очень трудно сидеть на месте на протяжении даже 15 минут, ему быстро становится скучно, он моментально переключается с одного вида деятельности, на другой. Довольно часто, гиперактивный ребенок действует «с размахом» и, увлекшись какой-то идеей, будет крушить все на своем пути: стаканы со стола, стулья, вещи на полках.

Часто гиперактивность сочетается с другим диагнозом – синдромом дефицита внимания. Опять же, только психолог сможет определить, как с этим обстоят дела именно у вашего ребенка. Крохе может искренне ненавидеть долгие беседы или семейные посиделки, мультики без перерыва так же будут его утомлять. Научить читать такого малыша можно только мимоходом, через игры с кубиками, табличками, игрушками. Не рассчитывайте даже на 20-тиминутные монотонные занятия – для ребенка они покажутся чем-то сродни средневековой пытки.

Ну и третья особенность, которую можно назвать практически родной сестрой гиперактивности – импульсивность. Такие детки быстро расстраиваются и чаще всего делают это очень громко и заметно. Вспыльчивость – их вторая натура, и особенно эта черта проявляется, если родители – импульсивные личности и в воспитательном процессе задействуют крик и громкие увещевания.

План действий

- Есть специалисты по работе с гиперактивными детьми, поэтому если у вас есть возможность, можно водить кроху на специально продуманные занятия. Заодно вы сможете почерпнуть много полезного о поведении и занятий с ребенком

- сохраняйте спокойствие и стремитесь оставаться невозмутимым, даже когда ребенок натворил «дел» в процессе поиска приключений. Видя вашу нервозность, ребенок начнет раздражаться еще больше.

- есть курсы занятий для детей, которые сосредоточены на развитии внимания у гиперактивного ребенка, другие же учат малыша успокаиваться, расслабляться. Подберите ребенку подходящие интересные ему занятия и тогда вы наверняка получите результаты.

- спорт и физкультура – оптимальное решение для слишком активного ребенка. Только выбирайте такие, где кроха сможет все время двигаться. Групповые игры, плавание, большой теннис или даже танцы – экспериментируйте и следите за тем, нравятся ли они ребенку или нет.

- несложная рутинная работа, которая позволяет двигаться больше, является оптимальным инструментом воспитания у ребенка дисциплинированности и обязательности. Даже двухлетний малыш сможет «подметать» пол или же красиво разложить подушечки на диване. Важно, чтобы такая работа была регулярной и повторяющейся. Естественно, при ребенке переделывать ее нельзя.

- когда вы договорились с малышом о занятиях, позаботьтесь о том, чтобы ничего не отвлекало его: ни снующие туда-сюда другие члены семьи, ни животные, ни тем более, телевизор. Помните, что крохе очень просто переключиться на что-то другое.

Как выражать недовольство

Даже при огромной любви к малышу и понимании его природы и характера, разбитые чашки, потерянные варежки и забытые игрушки будут сердить. Помните, что малыш теряет их не нарочно и часто тоже чувствует себя виноватым. Выражайте свое недовольство словами, понятными малышу. Если вы расстроились, покажите это ребенку, только не акцентируйте внимание на его виноватости и личности в целом, не обобщайте. Просто покажите, как вас расстроил сам факт потери игрушки, а не то, что малыш такой невнимательный и несобранный.

Ну и главное, поддерживайте малыша, когда у него ничего не получается или из-за своей несобранности он пропустил много материала, напоролся на неодобрение со стороны воспитателей или других деток. Уверенные в своих силах детки способны на многое и им гораздо легче справляться со многими жизненными обстоятельствами.